Ребенок начинает развиваться и познавать мир практически с самого своего рождения. Достаточно распространено такое мнение, что ребенок, не умеющий сидеть и ходить, нуждается только в еде, сне и смене подгузника. Между тем, игры очень важны для малыша, так как позволяют установить контакт с мамой и другими членами семьи, укрепляют его уверенность в себе, а также помогают ему развиваться. Дети, родители которых практиковали различные развивающие игры с первых месяцев, зачастую быстрее начинают говорить, более внимательны, имеют лучшее физическое и интеллектуальное развитие.
Как выбрать развивающие игры
Малыш, которому всего несколько месяцев или даже меньше, конечно, не может сам предложить игру, поэтому выбор ее остается за родителями, при этом необходимо следить за реакцией ребенка. Лучше выбирать те игры, которые больше всего нравятся малышу. Не стоит забывать, что игра должна соответствовать возрасту ребенка.
При этом нужно учитывать и индивидуальные особенности ребенка.
Не меньшее значение имеет и выбор времени для игры
Малыш не должен испытывать голода, усталости или какого-либо другого дискомфорта. Желательно выбрать определенное время в распорядке дня. Длительность игры зависит от возраста ребенка, начинать лучше с нескольких минут, постепенно увеличивая это время.
Однако не стоит слишком переутомлять малыша. Хорошо, если развивающие игры различных направлений чередуются друг с другом. Не нужно придавать игре чрезмерной серьезности и ответственности. Она должна быть веселой, короткой и интересной.
Можно условно разделить развивающие игры на несколько направлений:
- развитие речи;
- мелкая моторика и тактильные ощущения;
- логика и манипулирование предметами;
- память и внимание;
- координация и физическое развитие;
- познание себя и окружающего мира.
Развивающие игры и развитие речи
В возрасте около полугода малыш начинает пытаться произнести первые буквы и слоги. Но процесс развития речи начинается намного раньше. Совсем маленький ребенок старается копировать мимику родителей, а также движения их губ
Поэтому различные песенки, стишки, прибаутки тоже можно отнести к развивающим играм, здесь большую роль играет не смысл, а выражение и интонация. При разговорах с малышом желательно наклоняться к нему так, чтобы он хорошо видел лицо разговаривающего с ним взрослого, при этом желательно усиливать артикуляцию.
После того, как ребенок начинает произносить свои первые звуки и слоги, можно «разговаривать» с ним, повторяя то, что он говорит.
Развитие тактильных ощущений и мелкой моторики
Для этого существует множество пальчиковых игр и различные гимнастики, наиболее известны «мальчик-пальчик», «сорока-белобока» и «ладушки».
Кроме того, можно предложить ребенку специальные игрушки, например, мешочек, в котором находятся различные по фактуре, материалу и назначению предметы, или коврик, сшитый из тканей с разной структурой.
В более старшем возрасте можно купить малышу пальчиковые краски.
Логика и манипулирование предметами
Это игры для детей в возрасте от 9 месяцев, они предполагают наличие таких игрушек, как куклы, кубики, пирамидки, машинки, мячики и другие. Ребенок учится надевать колечки на палочку, строить башню из кубиков, катать машинки, правда, все это он научится делать не сразу, тут ему необходима помощь мамы.
Не стоит расстраиваться, если ребенка не заинтересует какая-то игра, возможно, он еще не дорос до нее и стоит вернуться к этому через несколько недель.
Память и внимание
Память и внимание можно развивать с помощью различных игрушек, издающих звуки. Их можно приобрести в детском магазине или сделать своими руками. Игры этой категории тесно связаны с познанием окружающего мира и себя.
Малышу можно показывать части его лица и тела, дотрагиваясь до них и называя, например, носик, щечки, ручки, ножки.
В возрасте 7 и более месяцев ребенка можно носить по квартире, показывая различные предметы, находящиеся в ней, начинать лучше с наиболее ярких и интересных.
Координация движений и подвижность
Не стоит забывать и о физическом развитии ребенка.
Его нужно поощрять больше двигаться, тянутся к маме или игрушке, ползать, а впоследствии вставать и ходить. Дети очень любят играть в «ку-ку». Подбрасывание, поднимание ребенка за ножки, кружение за ручки или ножки и другие подвижные игры чаще всего вызывают восторг у малыша, кроме того, это развивает координацию движений, укрепляет вестибулярный аппарат и мышцы.